1965: "Последний месяц осени" 1:25
Что я знаю о культуре Молдавии? Надежда Чепрага, композитор одной из её песен Ион Алдя Теодорович и боец УФС Ион Куцелаба. И "Букет Молдавии", конечно!
Так что очень к месту пришёлся этот фильм (кстати, на Кинопоиске почти неизвестный, меньше 300 оценок). Леонид Дербенёв экранизировал книгу молдавского писателя Иона Друцэ и именно этот Ион является рассказчиком. А центральной фигурой = его папа. На старости лет, когда сыновья разлетелись, как осенние листья и назад ни гу-гу, отец решает поехать и навестить их самому. Надо же узнать, почему они даже на телеграммы, что он-де при смерти, никак не реагируют.
Так оно получилось, что чем младше сын, тем дальше он живёт от той глухой деревни. И хотелось бы сказать, что сильнее интегрирован в мир, если бы не второй сын. Это, конечно, большая боль и сына, и братьев, и отца. А так всё линейно - сначала деревня, затем автобусом в небольшой город, оттуда самолётом в город посерьёзнее. А между делом ещё рассказывается о обычаях молдавского народа и как-то всё это ненавязчиво, пока отец идёт по дороге или отдыхает, наоборот. Порой встречаются совершенно гениальные реплики:
- Не лезь ты туда булавкой! У МЕНЯ там сердце.
Отца всегда бросает в дрожь, когда он видит больше трёх молдован, собравшихся вместе.
Старичок-отец очень колоритным вышел. Я не жил в то время и сравнивать не могу, выглядели ли точно так же лесники и спортсмены или нет. Но на мой взгляд у каждого из сыновей свой собственный характер и заметные личные черты. Вроде бы и времени не так много у каждого, однако ж каждый успевает проступить, кроме Иона, разумеется.
Много над чем есть подумать и отцу, и зрителю. У каждого сына что-то да вылезет. У первого - общая отсталость от времени, и внуки уже не те, что тогда, и обстановка изменилась. А способ решения проблем тот же! У второго - позднее признание вины. У третьего - и неофобия, и нежелание это признавать. У четвёртого - осознание того, что случилось. Не осуждает он последнего сына, он уже постфактум понял, жаль только, что поздно.
Чего мне не хватило - цвета. Да, понятно, что в 64 году да ещё в Молдавии с цветной плёнкой было не особо. Но ведь это Осень! Я могу видеть, какие процессы происходят, но я не могу увидеть это в цвете, дабы проникнуться не только героями, но и их окружением. Самый яркий сезон - и ч/б
Хотелось бы, чтобы эту картину тоже прошли нейроцветом, чтобы поглядеть не только на палую листву, кружащую по-над землёй, но и на всю округу.
Итого:
главный герой 5/5
герои второго плана 5/5
музыка 4/5
запоминаемые фразы 5/5
атмосфера 4/5
аутентичность 4/5
мораль 4/5
возможность пересмотра 5/5
Сумма: 36/40 или 9 звёздочек из 10. Как-нибудь пересмотрю в компании.
Что я знаю о культуре Молдавии? Надежда Чепрага, композитор одной из её песен Ион Алдя Теодорович и боец УФС Ион Куцелаба. И "Букет Молдавии", конечно!
Так что очень к месту пришёлся этот фильм (кстати, на Кинопоиске почти неизвестный, меньше 300 оценок). Леонид Дербенёв экранизировал книгу молдавского писателя Иона Друцэ и именно этот Ион является рассказчиком. А центральной фигурой = его папа. На старости лет, когда сыновья разлетелись, как осенние листья и назад ни гу-гу, отец решает поехать и навестить их самому. Надо же узнать, почему они даже на телеграммы, что он-де при смерти, никак не реагируют.
Так оно получилось, что чем младше сын, тем дальше он живёт от той глухой деревни. И хотелось бы сказать, что сильнее интегрирован в мир, если бы не второй сын. Это, конечно, большая боль и сына, и братьев, и отца. А так всё линейно - сначала деревня, затем автобусом в небольшой город, оттуда самолётом в город посерьёзнее. А между делом ещё рассказывается о обычаях молдавского народа и как-то всё это ненавязчиво, пока отец идёт по дороге или отдыхает, наоборот. Порой встречаются совершенно гениальные реплики:

Отца всегда бросает в дрожь, когда он видит больше трёх молдован, собравшихся вместе.
Старичок-отец очень колоритным вышел. Я не жил в то время и сравнивать не могу, выглядели ли точно так же лесники и спортсмены или нет. Но на мой взгляд у каждого из сыновей свой собственный характер и заметные личные черты. Вроде бы и времени не так много у каждого, однако ж каждый успевает проступить, кроме Иона, разумеется.
Много над чем есть подумать и отцу, и зрителю. У каждого сына что-то да вылезет. У первого - общая отсталость от времени, и внуки уже не те, что тогда, и обстановка изменилась. А способ решения проблем тот же! У второго - позднее признание вины. У третьего - и неофобия, и нежелание это признавать. У четвёртого - осознание того, что случилось. Не осуждает он последнего сына, он уже постфактум понял, жаль только, что поздно.
Чего мне не хватило - цвета. Да, понятно, что в 64 году да ещё в Молдавии с цветной плёнкой было не особо. Но ведь это Осень! Я могу видеть, какие процессы происходят, но я не могу увидеть это в цвете, дабы проникнуться не только героями, но и их окружением. Самый яркий сезон - и ч/б

Итого:
главный герой 5/5
герои второго плана 5/5
музыка 4/5
запоминаемые фразы 5/5
атмосфера 4/5
аутентичность 4/5
мораль 4/5
возможность пересмотра 5/5
Сумма: 36/40 или 9 звёздочек из 10. Как-нибудь пересмотрю в компании.